Проектные сессии ТРИЗ в МОЭК

В конце ноября 2019 года в компании МОЭК (Москва) прошла защита корпоративных проектов участников Программы подготовки молодых специалистов.

Летом 2019 года в МОЭК была запущена Программа «Использование ТРИЗ и эвристических методов для решения проблем предприятия». Программа была предназначена для обучения работников предприятия творческим методам, которые применяются для решения проблемных ситуаций и задач предприятия, повышения качества выполнения проектов.

Исполнителем данной Программы являлись специалисты центра креативных технологий «Идеальные решения».

Основные характеристики программы обучения

Во-первых, в качестве методологической основы и для обучения, и для проектной работы участников была взята Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Во-вторых, основной акцент при обучении был на практике проектной работы – команды слушателей в ходе обучения работали над собственными корпоративными проектами. Группа участников в количестве сорока человек работала над двенадцатью проектами.

В-третьих, смешанный формат работы:

  • Длительность обучения – 4-х месяца. Протяженный вариант обучения позволял командам участников – без отрыва от производства – уделять в межмодульный период какое-то время работе над своими проектами.
  • Комбинированный формат обучения: 7 однодневных проектных сессий, в рамках каждой из них проводилось краткое обучение по конкретным творческим ТРИЗ-инструментам, а далее в эти дни команды применяли полученные техники для работы над собственными проектами. Соотношение времени на разные форматы работ на однодневных модулях: 30% — теория; 70% — работа над собственными проектами.
  • Работа в межмодульный период: команды самостоятельно работали над своими проектами, им оказывалась поддержка корпоративными экспертами, также проводились консультации специалистами центра креативных технологий «Идеальные решения».
  • Защита разработанных проектов. По результатам обучения перед экспертами компании МОЭК проектными командами проводилась защита разработанных проектов. По результатам принималось решение о перспективах и возможности внедрения Проектов.

Тематика обучающе-проектных сессий (1 день, 8 уч. часов)

Модуль 1 «Анализ проблем (проектов)»

Результат Модуля и межмодульной работы: Сформированная каждой командой «Заявка на Проект». Ее публичная презентация.

Творческие инструменты:

  • метод системного анализа функций (FAST) для проверки целей;
  • элементы системного анализа: компонентный и функциональный анализ; 
  • анализ заинтересованных лиц (стейкхолдеры).

Модули 2-3 «Постановка задач» (2 дня, 16 уч. часов)

Результат Модуля: Выявлены нежелательные эффекты (НЭ), сформирован общий список НЭ. Определены основные проблемные зоны для совершенствуемой системы.

Творческие инструменты:

  • диаграмма Исикавы-Сибирякова;
  • причинно-следственный анализ для выявления ключевых нежелательных эффектов,
  • диверсионный анализ

Модуль 4 «Решение задач» 1 день (8 уч. часа)

Результат Модуля: Подготовленный список задач по совершенствуемой системе. Получение решений по сформулированным задачам.

Творческие инструменты:

  • метод аналогий;
  • функционально-ориентированный поиск;
  • идеальность; идеальный конечный результат.

Модуль 5 «Решение задач-2»

Результат Модуля: Список дополнительных решений задач, дотягивание решений. Уточнение плана реализации Проекта.

Творческие инструменты:

  • работа с ресурсами системы
  • изобретательские приемы;
  • техническое противоречие;
  • таблица разрешений технических противоречий.

Модуль 6 «Решение задач: формирование финальных решений»

Результат Модуля: Дотягивание решений. Сборка финальных решений. Риски и план внедрение проекта. Уточнение плана реализации Проекта.

Творческие инструменты:

  • Физическое противоречие (ФП);
  • 11 принципов разрешения ФП;
  • Морфологический анализ, как способ уточнения и сравнения альтернативных вариантов решений.

Модуль 7 «Презентация Проектов»

Подготовка, корректировка и проведение презентаций группами своих проектов перед экспертами и руководством компании.

Результаты Программы

По результатам Программы на итоговых презентациях было представлено 12-ть корпоративных проектов. Среди них:

  1. Снижение дебиторской задолженности компании.
  2. Средства малой механизации при работе на тепловых сетях.
  3. Снижение текучести кадров.
  4. Снижение затрат тепловой энергии в системах горячего теплоснабжения.
  5. Оптимизация процесса закупки материально-технических ресурсов.
  6. Сокращения простоя работы тепловых станций.
  7. Повторное использование труб.
  8. Организация холодоснабжения.
  9. Разработка мероприятий по выявлению тепловых потерь.
  10. Мотивация молодых специалистов в трудоустройстве на рабочие специальности.
  11. Мероприятия по улучшению учета данных с приборов потребителей.
  12. Разработка мероприятий по снижению температуры обратного теплоносителя.

После итоговых презентаций эксперты провели общее обсуждение перспектив развития проектов. В результате было принято решение об одобрении 6-ти проектов и принято решение по их внедрению. Ряд оставшихся проектов будут дорабатываться.

Надеемся на продолжение и развитие подобных программ в следующем году в компании.

Благодарим участников за активную работу по совершенствованию своих творческих навыков, настойчивой работе над корпоративными проектами.

Благодарим руководство кадровой службы МОЭК за возможность проведения подобной программы и эффективную работу по организацию обучения и работы над проектами.