Блог

Мозговой штурм в практике корпоративных компаний

Недостатки метода мозговой штурм и способы решения

Недостатки метода и улучшенный алгоритм

Сегодня мозговой штурм — общеизвестный метод групповой работы в корпоративной среде бизнеса. Брейнсторминг используют компании для решения различных задач в самых разных подразделениях. Его применяют для развития корпоративных проектов, для работы в малых группах, при этом задействуют принципы «бережливого производства».

Но вместе с тем есть проблемы в его использовании.

Мозговой штурм (МШ, брейнсторминг, brainstorming) — это метод групповой работы, где группы из нескольких человек пытается «штурмом» подобраться к эффективному решению поставленной задачи. Их работу корректирует модератор-ведущий, чтобы направлять творческий поток в нужную сторону и делать его сфокусированным.
Основным условием, стоящим во главе работы, стоит принцип «не критиковать чужие идеи», развивать их, не забывая при этом предлагать свои. Целью процесса является стимулирование креативных навыков человека, активизация творческой активности: участники генерируют идеи для решения конкретной проблемы и не ограничены ничем — чем фантастичней идеи, тем лучше. Ведь так можно избежать стереотипов мышления, а значит, избежать банальных идей.

Типовые проблемы мозгового штурма

Проблема первая. Группа фантазирует, фонтанируя идеями и сосредотачивается только на генерации идей. Настолько, что к конкретным решениям не приходит.

Проблема вторая: когда брейнсторминг путают с производственным совещанием по тематике. Вертикальная иерархия группы на совещании накладывает существенные ограничения на творческий процесс генерации идей: подчиненные не чувствуют себя свободными, а потому идеи могут поступать вяло. Или же идеи поступают активно, но сталкиваются с сопротивлением начальника группы, в то время как он должен направлять их работу, выступая таким образом в роли ведущего мозгового штурма.

Проблема третья. Нет запрета на критику. Чтобы человек продолжал генерировать идеи, нужно снять все стереотипы мышления и ограничивающие установки. А для этого нужно позволить мыслить максимально нестандартно, при этом не критиковать, а, наоборот, поддерживать. Отсюда идет следующее.

Проблема четвертая. Участники группы не развивают чужие идеи. Вместо этого они могут скатываться в молчаливую критику (ошибка!) и зацикливаются на своих озвученных наработках. Либо же продолжают генерировать решения, игнорируя идеи других участников. В конце концов, это существенно снижает эффективность творческого процесса.

Проблема пятая: использование метода не по назначению. Часто встречается такое: при проведении брейнсторминга участники сосредотачиваются только на этапе генерации идей, крайне мало уделяя внимание:

  • правильной постановке задаче;
  • подбору группы;
  • подбору модератора-руководителя мозгового штурма;
  • анализу полученных решений.

Таким образом, во многих компаниях при групповой работе брейнсторминга как такового нет, но есть его имитация, игра-развлечение. То есть, одна из форм тимбилдинга, у которого совершенно иные задачи

Проблема пятая. Есть компании, которые отлично работают с методом по алгоритму, избегая вышеуказанных проблем. Однако здесь тоже есть ложка дёгтя. Как правило, внутри корпораций используют только прямой мозговой штурм, забывая о других его видах: теневой, графический, электронный, обратный мозговой штурм и другие.

Другие виды брейнсторминга позволяют разнообразить работу и подойти к задаче с другой стороны. Что можно сделать в таком случае? Например, использовать различные виды мозгового штурма, чтобы оптимизировать текущую работу. Или задействовать в практике улучшенный алгоритм мозгового штурма. Но прежде, чем перейти к нему, вспомним, какие задачи можно решить брейнсторминг и пробежимся по основному, классическому алгоритму.

Креативность как технология развития бизнеса

Какие задачи решаются брейнстормингом:

  • Когда нужно найти альтернативное направление решения задачи;
  • Когда приходится действовать в условиях полного или частичного отсутствия информации (то есть, на начальном этапе);
  • Когда необходимо выходить на новые сегменты рынка, и требуется поиск других сфер применения готового продукта;
  • Когда следует выявить недостатки изделия, чтобы потом устранить их.

Алгоритм и правила мозгового штурма: классический и улучшенный

Классически алгоритм мозгового штурма делится на три этапа.

На этапе постановке проблемы формулируется задача, идет отбор участников в группу, также выбирают модератора (ведущего). На втором этапе идет генерация идей. Заключительный шаг заключается в группировке, отбору и оценке идей: их классифицируют, подвергают анализу и дают оценку.

Владимир Бубенцов в «Пособии для ведущего группы Мозгового штурма» привел уточненный алгоритм работы по этому методу. Он достаточно простой, для эффективности применения достаточно его придерживаться, чтобы получить рабочий результат:

  1. Продумайте все аспекты задачи.
  2. Определите подпроблемы для их «штурма».
  3. Найдите информацию и данные, которые пригодяться в процессе.
  4. Выберите предпочтительные источники информации.
  5. Придумайте идеи для решения — «ключи» к проблеме. На этом этапе важно соблюдать правила МШ*.
  6. Отберите рациональные идеи.
  7. Проверьте идеи разными способами.
  8. Выберите самые основательные пути проверки.
  9. Найдите все возможные области применения.
  10. Дайте окончательный ответ.

*Что касается правил проведения брейнсторминга, то они следующие:

  • Запрещено критиковать и осуждать.
  • Запрет обосновывать выдвигаемые идеи и задумки.
  • Поощрять всех идей, даже самых фантастические и с виду неосуществимые.
  • Не останавливаться и не тратить время на обсуждение деталей.
  • Развивать чужие идеи.
  • Стремиться к максимальному разнообразию точек зрения и подходов.
В.И. Тимохов создает среду инноваций среди сотрудников организации

Брейнсторминг как путь к инновациям

Что делать, чтобы применять мозгоштурм максимально эффективно?

Совет первый. Отвести модератору-ведущему основную роль, не принижая её. Это ТОП-менеджер, стратег, HR группы в одном лице, который полностью руководит процессом. При этом он не стоит выше участников группы по иерархии.

Совет второй. Тщательно прорабатывать каждый этап, а не сосредотачиваться только на генерации идей.

Совет третий. Не следует забывать о других эффективных инструментах, которые можно использовать как раздельно, так и в симбиозе с методом. Наприме:

  • Алгоритм предварительного анализа проблемы (АПАП);
  • Метод FAST (методика быстрого анализа решения);
  • системный анализ;
  • метод контрольных вопросов;
  • оператор РВС (Размер-Время-Стоимость);
  • Формула Идеальности, Идеального конечного результата (ИКР) и другие.

Объединяя эти методики, можно добиться тех результатов, которые сегодня стоят перед компаниями и корпорациями, находящимися в погоне за инвестициями и инновациями. Но чтобы что-то менять, следует научиться меняться самим.

И делать это регулярно — на стратегических, проектных сессиях и просто корпоративном обучении, где сразу обучаются на практических задачах. Чтобы впоследствии внедрить в производственный процесс и добиться нужной оптимизации или прироста прибыли.

Перестаньте терять время, деньги и позиции на рынке — решайте проблемы предприятия вовремя.

Чтобы заказать проведение мозгового штурма, стратегических или проектных сессий, отправьте заявку и укажите ключевые параметры задач. Составим для вас индивидуальный план сессий.