Блог

Проектная школа кадрового резерва в образовательном центре «Сириус»

Сотрудники Фонда Андрея Мельниченко решили организовать проектную школу юных изобретателей в образовательном центре «Сириус» (Сочи). Осенняя смена школы должна была проводиться в рамках программы молодежного кадрового резерва, и для ее реализации были приглашены специалисты Центра «Идеальные решения». Она была реализованы в сентябре 2019 года.

Проектная школа изобретательского творчества для детей в ОЦ «Сириус»

Благотворительный частный фонд инфраструктурных образовательных проектов пригласил 36 школьников 12-17 лет на профильную смену Осенней проектной школы. Вместе с ними приехали 20 педагогов. Базой проведения стал образовательный центр «Сириус», где под рукой находилось профессиональное оборудование, которое позволяло не просто генерировать идеи изобретений, но и создавать реальные прототипы.

Участники смены приехали из различных городов, но общим было одно: эти ребята являются воспитанниками детских научных центров инженерно-технического творчества в Барнауле, Бийске, Кемерово, Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Невинномысске, Новомосковске и Рубцовске — в тех регионах, где присутствуют компании ЕВРОХИМ, СУЭК и СГК.

В рамках сотрудничества с Фондом была разработана модульная программа обучения от Центра креативных технологий «Идеальные решения». Программа называлась «Я меняю мир», ее авторами стали гендиректор ЦКТ, мастер ТРИЗ Виктор Тимохов и кандидат психологических наук Нелли Козырева. Специалисты Центра были выбраны неслучайно. Они уже проводили подобные смены:

  • образовательная смена для школьников «Я-изобретатель» в Анапе;
  • Креативная игра «Изобретая робота» в Пензе на территории летней школы «TeenГрад 2016», где участвовали не только школьники, но и учителя;
  •  организовывали круглые столы для педагогов.

В целом, работа проектной школы была разделена на три основных этапа.

Первый этап проектного творчества для молодежного кадрового резерва

В него вошли два модуля. Первоначально школьники учились находить темы для будущих проектов. В этот период ребята разделились на команды, чтобы на практике применять следующие ТРИЗ инструменты и инструменты РТВ (развитие творческого воображения):

  • метод фокальных объектов (МФО);
  • морфологический анализ (метод морфологического ящика);
  • инструмент Оператор РВС (Размер-Время-Стоимость);
  • изобретательские приемы;
  • идеальный конечный результат.

Также ТРИЗ эксперты познакомили участников с другими инструментами из теории решения изобретательских задач.

Однако мало было придумать идею, важно, чтобы она оказалась востребованной. Ребята под руководством педагогов изучали тренды, проверяли востребованность конкретных инноваций в различных сферах жизнедеятельности человека, анализировали рынок.

Для этого школьники вместе с педагогами из своих центров заполняли чек-листы, пытаясь ответить на следующие вопросы:

  • насколько актуален проект;
  • для кого он создается (целевая аудитория);
  • целевая группа;
  • потребительская стоимость;
  • какой должен быть результат проекта;
  • в чем уникальность проекта;
  • сроки, план реализации проекта и так далее.

Это позволило более глубоко и осознанно проработать 178 первичных идей. В дальнейшем ребята сосредоточились на 10 интересных проектах, которые могли реализовать за очень небольшой срок и сделать по ним прототипы. Некоторые задумки оставили на потом в качестве «домашней работы», которую должны были выполнить в творческих центрах после завершения смены.

Второй этап: разработка и изготовление прототипов

Следующий модуль обучения стал определяющим для последующих, ведь на нем планировалась дальнейшая работа по реализации проектов в образовательном центре «Сириус». Для того, чтобы ребята не простаивали в очереди к оборудованию, создавались планы работ по изготовлению прототипов, оценивались идеи, которые потребуют больше времени, затрат, чем другие. Исходя из множества факторов, принимались решения о том, какие материалы есть в наличии и какие можно успеть закупить в рамках профильной смены. Особенно хлопотно пришлось Виктору Морозову, менеджеру Фонда Андрея Мельниченко, который отвечал за закупку нужных запчастей и материалов.

Далее ребята активно прототипировали и создавали макеты, пытались совершенствовать текущие проекты, повышали степень новизны технического решения. Также школьники прогнозировали развитие прототипов, возможные риски реализации и недостатки с помощью ТРИЗ инструментов.

Консультации для участников детской проектной школы

Все дни не прекращались консультации по текущим проектам и их совершенствованию. Для дополнительной поддержки в работу были включены Александр Хребтов, вице-президент Национальной Технологической Палаты и Максим Тимохов, специалист ЦКТ «Идеальные решения».

Для педагогов специалисты ЦКТ «Идеальные решения» проводили специализированные мастер-классы, где изучались креативные методы ТРИЗ для развития проектного творчества среди детей.

Педагоги региональных образовательных центров Фонда были активны на протяжении всей смены. Они активно помогали реализовывать работы своих подопечных. Им также помогали специалисты образовательного центра «Сириус». Ребята создавали файлы модели, чтобы затем распечатать ее на 3D принтере. В ход шли бумага, картон и другие подсобные материалы. Кроме принтера, юные изобретатели занимались инженерно-техническим творчеством на станциях для пайки электронных компонентов, погружались в производство на станках.

Работа по составлению формул для получения патентов

Благодаря программе Нелли Козыревой «Начинай изобретать» ребята изучили аналоги проектов, чтобы затем вместе с ТРИЗ специалистами составлять формулы для получения патентов.

Результатами плодотворной работы стали 10 презентованных проектов со  своими прототипами. Также ребята совместно с Нелли Козыревой проработали новизну проектов и оформили 8 предварительных заявок на патентоспособные технические решения:

  • мяч для спасения на воде;
  • устройство «Assistan travel» для рекомендуемого безопасного движения слепых;
  • неваляшка «Кот-охотник»;
  • игрушка-неваляшка «Солнечная система»;
  • игрушка «Хут-Хут»;
  • складная пластиковая бутылка;
  • комплексная автоматизированная система пропуска и фиксирования перемещений людей на территории организации.

После заполнения заявок на изобретения дети могут получить патент и стать настоящими изобретателями, не вставая со школьной скамьи. Такой молодежный кадровый резерв позволит идти в ногу со временем и быть на острие современных технологий.

Третий этап: презентации проектов

В завершающие дни проектной школы дети готовили презентации. А в заключительный день стал подведением итогов и прошел в формате презентаций проектов, где ребята демонстрировали прототипы, рассказывали о проделанной работе и проведенных исследованиях. Подводились итоги проектной школы: что это дало школьникам, с какими ошибками и открытиями они столкнулись в ходе смены, какие перспективы ждут их изобретения и какие перспективы открылись перед самими юными исследователями-изобретателями.

Ряд проектов получил высокую оценку экспертов: юных новаторов наградили ценными призами и памятными подарками.

Подобные мероприятия, организованные Фондом Андрея Мельниченко, показали, каким продуктивным может быть воспитание своего кадрового резерва. А это, в свою очередь, открывает перспективы перед предприятиями и позволяет их сотрудникам с уверенностью смотреть в будущее.

Проектная школа в ОЦ